30.09.2025 Тренировочная работа №1 по обществознанию 11 класс 30.09.2025 гг.

15
Обновлено 23 часа назад

Вариант ОБ2510101

Задание 1: Ниже приведён перечень понятий. Все они, за исключением двух, относятся к признакам денег.

1) делимость; 2) ценность; 3) узнаваемость; 4) официальность; 5) обращаемость; 6) ликвидность.

Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 2: Выберите верные суждения о значении религии в жизни общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Главной целью религии является создание эстетических ценностей.

2) Религия регулирует поведение людей с помощью обязательных для верующих предписаний.

3) Религия способствует признанию легитимности власти.

4) Любая религия предполагает признание существование высших сверхъестественных сил и их влияние на людей.

5) Отказ от приема определенной пищи в отдельные дни является примером реализации коммуникативной функции религии.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 3: Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |

|-----------------------|-------------------|

| А) в безопасности | 1) первичные |

| Б) в отдыхе | 2) вторичные |

| В) в общении с другими людьми | |

| Г) в уважении и признании | |

| Д) в тепле и комфорте | |

Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 4: Алексей хочет поступить в университет и стать адвокатом. Он читает учебную и научную юридическую литературу, занимается в онлайн школе, участвует в правовых олимпиадах и конкурсах для школьников. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Алексеем для достижения цели и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение юридической литературы

2) поступление в университет

3) получение статуса адвоката

4) занятия в онлайн школе

5) оказание правовой помощи людям

6) участие в правовых олимпиадах и конкурсах
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 5: Выберите в приведённом списке верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В плановой экономике государство напрямую участвует в установлении цен на товары и услуги.

2) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) В рыночной экономике государство осуществляет перераспределение доходов населения через налоговые механизмы.

5) В плановой экономике государство поддерживает конкуренцию между производителями.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 6: Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕРЫ | ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ |

|---------|------------------|

| А) В стране Т железнодорожными перевозками занимается только одна компания. | 1) чистая (совершенная) конкуренция |

| Б) В городе М работает множество кафе и ресторанов, предлагающих блюда местной национальной кухни. | 2) оппополиз |

| В) В регионе К авиаперевозки осуществляют три крупных авиакомпании. | 3) монополиз |

| Г) В городе Н услуги по ремонту автомобилей предоставляет одна автомастерская. | |

| Д) В регионе С автоперевозки осуществляет множество крупных и мелких фирм. | |
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 7: Наследники Петра Николаевича обнаружили среди его бумаг ряд документов. Что из обнаруженного относится согласно нормам гражданского законодательства РФ к ценным бумагам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сберегательный сертификат

2) денежные средства в иностранной валюте

3) акции публичного акционерного общества

4) облигации коммерческой организации

5) свидетельство о праве собственности на квартиру
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 8: Выберите верные суждения о семье и её видах, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья, как правило, основывается на браке или родстве.

2) В партнерских семьях отсутствует жесткое распределение домашних обязанностей между супругами.

3) Для аграрного общества характерно преобладание нуклеарной семьи.

4) В традиционной семье важные вопросы решаются супругами совместно.

5) Социализирующая функция семьи заключается в помощи ее членам в усвоении социальных норм и ценностей.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 9: В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам страны Z задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, должен сделать человек до 30 лет?» (Можно было выбрать несколько ответов.) Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметили, что человек должен к 30 годам получить образование является наибольшей как среди мужчин, так и среди женщин.

2) Среди мужчин тех, кто ответили, что человек должен к 30 годам приобрести собственное жилье, больше, чем тех, кто ответили, что современный мужчина должен к 30 годам стать родителем.

3) Доля тех, кто указали, что человек должен к 30 годам вступить в брак, среди мужчин больше, чем среди женщин.

4) Равные доли женщин отметили, что человек должен к 30 годам получить образование и стать родителем.

5) Среди женщин наименьшая доля опрошенных считает, что человек должен к 30 годам приобрести собственное жильё.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 10: Найдите в приведенном ниже списке черты отличия государственной власти от других видов власти, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Возможность создавать правила, обязательные для всех

2) Осуществляется через неформальное влияние на общественное мнение

3) Право использовать силу внутри страны

4) Способность влиять на поведение людей

5) Публичный характер
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 11: Гражданин М. является членом одной из консервативных партий. В приведенном списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин М и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение прав и свобод граждан

2) поддержка религиозных организаций

3) неприкосновенность частной собственности

4) уважение к традиционным ценностям

5) национализация крупной промышленности и банков

6) приоритет прав личности над интересами государства

Задание 12: Что из перечисленного относится к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Республиканская форма правления

2) несменяемость судей

3) Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

4) Шестилетний срок полномочий Президента Российской Федерации

5) Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

6) Светский характер государства

Задание 13: Установите соответствие между предметами ведения и субъектами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |

|------------------|----------------------------------|

| А) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности | 1) Российская Федерация |

| Б) федеральная государственная собственность и управление ею; | 2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации |

| В) гражданское законодательство | |

| Г) законодательство о недрах, об охране окружающей среды | |

| Д) официальный статистический и бухгалтерский учёт | |

Задание 14: Выберите верные суждения о заключении брака и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданине, не достигшие 18-летнего возраста, могут вступать в брак только с согласия законных представителей.

2) Обязательным условием регистрации брака является прохождение медицинского обследования.

3) Брак не может быть зарегистрирован между лицами, состоящими в близком родстве.

4) По общему правилу брак регистрируется не менее чем через два месяца после подачи заявления в органы ЗАГС.

5) Брак регистрируется только в личном присутствие лиц, вступающих в брак

Задание 15: Установите соответствие между отраслями и сферами права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ОТРАСЛИ ПРАВА | СФЕРЫ ПРАВА |

|---------------|-------------|

| А) трудовое | 1) публичное |

| Б) гражданское | 2) частное |

| В) уголовное | |

| Г) семейное | |

| Д) административное | |

Задание 16: Нина Сергеевна имеет статус адвоката. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг её профессиональный полномочий, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) давать консультации гражданам по юридическим вопросам

2) осуществлять надзор за исполнением законов

3) представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

4) составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера

5) заверять подписи и копии документов

Задание 17: В чём авторы видят цель внешнего социального контроля? На чём, по мнению авторов, основан неформальный социальный контроль? Кого авторы относят к агентам формального социального контроля? (Укажите трёх агентов.)

Задание 18: В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков государства. – объясните связь между возникновением государства и появлением формального социального контроля. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами выполнение функций агентов неформального социального контроля тремя любыми социальными институтами или группами. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите социальный институт или группу. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 20: Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих утверждение о том, что в современном обществе роль формального контроля значительно усилилась по сравнению с традиционным обществом (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 21: На графике изображено изменение ситуации на рынке электрообогревателей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если в стране будет введена в эксплуатацию новая мощная атомная электростанция?

Задание 22: В стране Z глава государства избирается непосредственно гражданами на регулярных свободных выборах, формирует, а также лично возглавляет правительство, и может занимать должность не более двух сроков подряд. В стране свободно действуют политические партии, оппозиция контролирует почти 40 % мест в однопалатном парламенте, распределенных между партиями в соответствии с долей голосов, полученных ими на последних выборах. Территория государство состоит из 12 провинций, губернаторы которых назначаются главой государства.Укажите полную характеристику формы правления в государстве Z. Какова форма его государственного устройства? Какая избирательная система используется на выборах в парламент государства Z? Какие из приведённых выше характеристик позволяют сделать вывод о том, что в стране Z установился демократический политический режим? (Укажите две характеристики.)

Задание 23: Конституция России гарантирует и защищает право собственности. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения данного утверждения. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая социальная группа». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Задание 25: Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость государственного поддержки семьи (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно- следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие формы государственной поддержки семьи предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации? (Назовите три любые формы поддержки.)

3) Для каждой из указанных в п. 2 форм поддержки приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной формы в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных функции.)

Полные ответы уже здесь (Жми)

Вариант ОБ2510102

Задание 1: Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к требованиям к кандидатам на должность Президента РФ.

1) не моложе 35 лет; 2) высшее профессиональное образование; 3) гражданство Российской Федерации; 4) постоянное проживание в РФ не менее 25 лет; 5) отсутствие гражданства иностранного государства; 6) опыт работы на государственной службе не менее 10 лет.

Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 2: Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения.

2) Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, является содержанием социальной функции образования.

3) Образовательный процесс может осуществляться как через обучение, так и путем самообразования.

4) Внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям является сущностью тенденции демократизации образования.

5) Конституция Российской Федерации закрепляет обязательность основного общего образования.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 3: Установите соответствие между результатами и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИЗНАКИ | ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ |

|----------|--------------------|

| А) утверждает первенство духовного начала над естественным бытием | 1) обыденное |

| Б) включает в себя совокупность достоверных, проверяемых знаний о природе, обществе и мышлении | 2) религиозное |

| В) опирается на непосредственный жизненный опыт человека | 3) научное |

| Г) основой является вера во влияние на жизнь людей сверхъестественных сил | |

| Д) предполагает стремление к постижению объективных закономерностей и абсолютной истины | |
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 4: В стране Z большинство населения живёт в сельской местности. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что стран Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая часть ВВП производится в сельском хозяйстве.

2) В стране преобладают семьи расширенного типа.

3) В Граждане обязаны получать начальное образование.

4) Граждане государства не имеют политических прав.

5) Большую роль в регулировании общественных отношений играют обычаю и религиозные нормы.

6) В государстве существует монархическая форма правления.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 5: Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального использования прежнего объёма ресурсов.

2) Экономический рост определяется как стабильное увеличение реального ВВП.

3) К интенсивным факторам экономического роста относят увеличение физического капитала фирм.

4) Повышение производительности труда является интенсивным фактором экономического роста.

5) Экономический рост является составной частью экономического цикла.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 6: Николай Сергеевич работает учителем в школе, получает заработную плату в владеет легковым автомобилем, квартирой и в установленные сроки уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА |

|---------|----------------------------|

| А) квартира | 1) субъект налога |

| Б) Николай Сергеевич | 2) объект налога |

| В) 1 м2 | 3) единица налогообложения |

| Г) 13 % | 4) ставка налога |

| Д) автомобиль | |

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 7: Банк М расположен в столице государства. По каким признакам можно установить, что М – центральный банк? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проводит операции с иностранной валютой

2) осуществляет эмиссию денег

3) выпускает ценные бумаги

4) устанавливает ключевую ставку

5) осуществляет лицензирование финансовых организаций
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 8: Выберите верные суждения о социальном конфликте, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Причиной социального конфликта может стать рост самосознания социальной группы.

2) Социальный конфликт невозможно предотвратить из-за его стихийной сущности.

3) В основе социального конфликта лежит форма общественного взаимодействия, которая выражается через противоборство взглядов, интересов, ценностей.

4) Социальные конфликты всегда дестабилизируют общество, следовательно, всегда деструктивны.

5) Социальные конфликты имеют как негативные так и позитивные функции
Полные ответы уже здесь (Жми)  .

Задание 9: В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям страны Z в разные годы задавали вопрос: «Если бы Вы могли свободно выбирать место работы, то где бы Вы предпочли работать?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2010 и в 2024 гг. самая большая доля опрошенных хотели бы работать в государственной организации.

2) В 2024 г. хотели бы работать в собственном бизнесе примерно столько же опрошенных, сколько в 2010 г. в государственной организации.

3) В 2010 г. наименьшее число опрошенных хотели бы работать в частной фирме.

4) С 2010 по 2024 гг. доля желающих работать в иностранной организации сократилась примерно вдвое.

5) В 2010 г. работа в собственном бизнесе была более популярной, чем в 2024 г.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 10: Выберите из предложенного списка верные суждения о правовом государстве, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В правовом государстве действует правило взаимности прав и обязанностей гражданина и государства.

2) Монархия не может быть правовым государством.

3) В правовом государстве всегда реализуется принцип разделения властей.

4) В правовом государстве может быть установлена обязательная идеология.

5) Правовое государство существует во взаимодействии с гражданским обществом.

Задание 11: В стране Z проходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы принимаются парламентом.

2) В стране легально действует только одна политическая партия.

3) В стране предусмотрена смертная казнь за отдельные преступления.

4) Государственный бюджет принимается и исполняется правительством.

5) Губернаторы провинций назначаются главой государства.

6) Права и свободы граждан провозглашены, но не соблюдаются.

Задание 12: Что из перечисленного относится к принципам светского государства в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

4) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

5) Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой

6) В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Задание 13: Установите соответствие между полномочиями и статусом субъекта федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПОЛНОМОЧИЯ | СТАТУС СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ |

|------------|----------------------------|

| А) принимать конституцию субъекта федерации | 1) все субъекты федерации |

| Б) иметь герб, гимн и флаг | 2) только республики |

| В) принимать законы субъекта федерации | |

| Г) устанавливать систему органов государственной власти субъекта федерации | |

| Д) устанавливать свои государственные языки | |

Задание 14: Выберите верные суждения о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет,не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

2) Граждане могут получить отсрочку от призыва на военную службу по семейным основаниям.

3) Продолжительность военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

4) Каждый военнообязанный имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

5) Продолжительность альтернативной гражданской службы равна продолжительности военной службы по призыву.

Задание 15: Установите соответствие между формами и видами юридических лиц (согласно Гражданскому кодексу РФ), к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ | ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |

|-----------------------|-----------------------|

| А) потребительский кооператив | 1) коммерческие |

| Б) нотариальная палата | 2) некоммерческие |

| В) товарищество на вере | |

| Г) муниципальное унитарное предприятие | |

| Д) товарищество собственников недвижимости | |

Задание 16: Гражданину России Василию 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, которые он вправе совершать в соответствии со свои правовым статусом, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) устроиться на работу курьером с согласия родителей на период каникул

2) распоряжаться подаренными родителями на день рождения денежными средствами

3) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при расторжении брака родителей

4) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

5) стать членом кооператив

Задание 17: В чём, по мнению автора, проявляется самостоятельность судебной власти? Что, по мнению автора, позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям должностных лиц органов исполнительной власти? В чём автор видит смысл конституционного регулирования вопросов, связанных с функционированием судебной власти? (Укажите три положения.)

Задание 18: В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков конституции. – объясните различие между трактованием в Конституции Российской Федерации понятий «судебная власть» и «правосудие». (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами полномочия трех упомянутых автором органов Государственной власти Российской Федерации, связанных с осуществлением правосудия или с органами судебной власти. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите орган государственной власти. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 20: Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих важность реализации принципа разделения властей в демократическом государстве. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 21: На графике изображено изменение ситуации на рынке картофеля в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если в стране будут снижены пошлины на экспорт картофеля за рубеж?

Задание 22: Николай Петрович преподает биофизику в университете и работает в составе группы ученых над проектом, в рамках которого моделируется изменение биоразнообразия в регионе к 2100 году. В проекте он отвечает за проведение экспериментов по изменению условий обитания представителей животного мира. Работа группы ученых была отмечена премией Правительство региона и почетными грамотами. К какой группе наук относится научная дисциплина, которую преподает Николай Петрович? Какую функцию науки отражает проект, в котором участвует Николай Петрович? К какой группе методов научного познания относится деятельность Николая Петровича в проекте? Какие ещё методы научного познания относятся к той же группе (укажите любые два метода)?

Задание 23: Конституция Российской Федерации защищает достоинство и гарантирует неприкосновенность частной жизни. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения данного утверждения. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть посуществу тему «Правонарушения и юридическая ответственность». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Задание 25: Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость более мягкого подхода при назначении мер юридической ответственности за правонарушения, совершенные несовершеннолетними. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие виды юридической ответственности предусмотрены российским законодательством? (Назовите три любые вида ответственности.)

3) Для каждого из указанных в пункте 2 видов ответственности приведите по одному примеру, иллюстрирующему применение данного вида ответственности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Полные ответы уже здесь (Жми)

Вариант ОБ2510103

Задание 1: Ниже приведён перечень понятий. Все они, за исключением двух, относятся к признакам денег.

1) делимость; 2) ценность; 3) узнаваемость; 4) официальность; 5) обращаемость; 6) ликвидность.

Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 2: Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения.

2) Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, является содержанием социальной функции образования.

3) Образовательный процесс может осуществляться как через обучение, так и путём самообразования.

4) Внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям является сущностью тенденции демократизации образования.

5) Конституция Российской Федерации закрепляет обязательность основного общего образования.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 3: Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕР ПОТРЕБНОСТИ | ВИД ПОТРЕБНОСТИ |

|---------------------|------------------|

| А) в безопасности | 1) первичная |

| Б) в отдыхе | 2) вторичная |

| В) в общении с другими людьми | |

| Г) в уважении и признании | |

| Д) в тепле и комфорте | |

Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 4: В стране Z большинство населения живёт в сельской местности. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая часть ВВП производится в сельском хозяйстве.

2) В стране преобладают семьи расширенного типа.

3) Граждане обязаны получать начальное образование.

4) Граждане государства не имеют политических прав.

5) Большую роль в регулировании общественных отношений играют обычаи и религиозные нормы.

6) В государстве существует монархическая форма правления.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 5: Выберите в приведённом списке верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В плановой экономике государство напрямую участвует в установлении цен на товары и услуги.

2) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) В рыночной экономике государство осуществляет перераспределение доходов населения через налоговые механизмы.

5) В плановой экономике государство поддерживает конкуренцию между производителями.

Задание 6: Николай Сергеевич работает учителем в школе, получает заработную плату, владеет легковым автомобилем, квартирой и в установленные сроки платит соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕР | ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ НАЛОГА |

|---------|----------------------------|

| A) квартира | 1) субъект налога |

| B) Николай Сергеевич | 2) объект налога |

| В) 1 м² | 3) единица налогообложения |

| Г) 13 % | 4) ставка налога |

| Д) автомобиль | |
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 7: Наследники Петра Николаевича обнаружили среди его бумаг ряд документов. Что из обнаруженного относится, согласно нормам гражданского законодательства РФ, к ценным бумагам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сберегательный сертификат

2) денежные средства в иностранной валюте

3) акции публичного акционерного общества

4) облигации коммерческой организации

5) свидетельство о праве собственности на квартиру

Задание 8: Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Причиной социального конфликта может стать рост самосознания социальной группы.

2) Социальный конфликт невозможно предотвратить из-за его стихийной сущности.

3) В основе социального конфликта лежит форма общественного взаимодействия, которая выражается через противоборство взглядов, интересов, ценностей.

4) Социальные конфликты всегда дестабилизируют общество, следовательно, всегда деструктивны.

5) Социальные конфликты имеют как негативные, так и позитивные функции.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 9: В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам страны Z задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, должен сделать человек до 30 лет?» (Можно было выбрать несколько ответов.) Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто отметили, что человек должен к 30 годам получить образование, является наибольшей как среди мужчин, так и среди женщин.

2) Среди мужчин тех, кто ответили, что человек должен к 30 годам приобрести собственное жильё, больше, чем тех, кто ответили, что современный мужчина должен к 30 годам стать родителем.

3) Доля тех, кто указали, что человек должен к 30 годам вступить в брак, среди мужчин больше, чем среди женщин.

4) Равные доли женщин отметили, что человек должен к 30 годам получить образование и стать родителем.

5) Среди женщин наименьшая доля опрошенных считает, что человек должен к 30 годам приобрести собственное жильё.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 10: Выберите из предложенного списка верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В правовом государстве действует правило взаимности прав и обязанностей гражданина и государства.

2) Монархия не может быть правовым государством.

3) В правовом государстве всегда реализуется принцип разделения властей.

4) В правовом государстве может быть установлена обязательная идеология.

5) Правовое государство существует во взаимодействии с гражданским обществом.

Задание 11: Гражданин М. является членом одной из консервативных партий. В приведённом списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин М., и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение прав и свобод граждан

2) поддержка религиозных организаций

3) неприкосновенность частной собственности

4) уважение к традиционным ценностям

5) национализация крупной промышленности и банков

6) приоритет прав личности над интересами государства

Задание 12: Что из перечисленного относится к принципам светского государства в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

4) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

5) Каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой

6) В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Задание 13: Установите соответствие между предметами ведения и субъектами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ | СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |

|------------------|----------------------------------|

| A) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности | 1) Российская Федерация |

| B) федеральная государственная собственность и управление ею | 2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации |

| C) гражданское законодательство | |

| D) законодательство о недрах, об охране окружающей среды | |

| E) официальный статистический и бухгалтерский учёт | |

Задание 14: Выберите верные суждения о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

2) Граждане могут получить отсрочку от призыва на военную службу по семейным основаниям.

3) Продолжительность военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

4) Каждый военнообязанный имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

5) Продолжительность альтернативной гражданской службы равна продолжительности военной службы по призыву.

Задание 15: Установите соответствие между отраслями и сферами права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ОТРАСЛЬ ПРАВА | СФЕРА ПРАВА |

|---------------|-------------|

| A) трудовое | 1) публичное |

| B) гражданское | 2) частное |

| C) уголовное | |

| D) семейное | |

| Д) административное | |

Задание 16: Гражданину России Василию 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, которые он вправе совершать в соответствии со свои правовым статусом, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) устроиться на работу курьером с согласия родителей на период каникул

2) распоряжаться подаренными родителями на день рождения денежными средствами

3) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при расторжении брака родителей

4) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

5) стать членом кооператива

Задание 17: В чём авторы видят цель внешнего социального контроля? На чём, по мнению авторов, основан неформальный социальный контроль? Кого авторы относят к агентам формального социального контроля? (Укажите трёх агентов.)

Задание 18: В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

– укажите не менее трёх основных признаков государства;

– объясните связь между возникновением государства и появлением формального социального контроля. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами выполнение функций агентов неформального социального контроля тремя любыми социальными институтами или группами. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите социальный институт или группу. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)

Задание 20: Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих утверждение о том, что в современном обществе роль формального контроля значительно усилилась по сравнению с традиционным обществом (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 21: На графике изображено изменение ситуации на рынке картофеля в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на предложение (обязательно укажите характер изменения предложения). (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если в стране будут снижены пошлины на экспорт картофеля за рубеж?

Задание 22: В стране Z глава государства избирается непосредственно гражданами на регулярных свободных выборах, формирует, а также лично возглавляет правительство, и может занимать должность не более двух сроков подряд. В стране свободно действуют политические партии, оппозиция контролирует почти 40 % мест в однопалатном парламенте, распределённых между партиями в соответствии с долей голосов, полученных ими на последних выборах. Территория государства состоит из 12 провинций, губернаторы которых назначаются главой государства.

Укажите полную характеристику формы правления в государстве Z. Какова форма его государственного устройства? Какая избирательная система используется на выборах в парламент государства Z? Какие из приведённых выше характеристик позволяют сделать вывод о том, что в стране Z установился демократический политический режим? (Укажите две характеристики.)

Задание 23: Конституция Российской Федерации защищает достоинство и гарантирует неприкосновенность частной жизни.

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения данного утверждения. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая социальная группа». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Задание 25: Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость государственной поддержки семьи. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие формы государственной поддержки семьи предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации? (Назовите три любые формы поддержки.)

3) Для каждой из указанных в п. 2 форм поддержки приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной формы в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных функции.)

Полные ответы уже здесь (Жми)

Вариант ОБ2510104

Задание 1: Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к требованиям к кандидатам на должность Президента РФ.

1) не моложе 35 лет; 2) высшее профессиональное образование; 3) гражданство Российской Федерации; 4) постоянное проживание в РФ не менее 25 лет; 5) отсутствие гражданства иностранного государства; 6) опыт работы на государственной службе не менее 10 лет.

Найдите две характеристики, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 2: Выберите верные суждения о значении религии в жизни общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Главной целью религии является создание эстетических ценностей.

2) Религия регулирует поведение людей с помощью обязательных для верующих предписаний.

3) Религия способствует признанию легитимности власти.

4) Любая религия предполагает признание существование высших сверхъестественных сил и их влияние на людей.

5) Отказ от приема определенной пищи в отдельные дни является примером реализации коммуникативной функции религии.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 3: Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕР | ВИД ПОТРЕБНОСТИ |

|---------|-----------------|

| А) утверждает первенство духовного начала над естественным бытием | 1) обыденная |

| Б) включает в себя совокупность достоверных, проверяемых знаний о природе, обществе и мышлении | 2) религиозная |

| В) опирается на непосредственный жизненный опыт человека | 3) научная |

| Г) основой является вера во влияние на жизнь людей сверхъестественных сил | |

| Д) предполагает стремление к постижению объективных закономерностей и абсолютной истины | |
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 4: Алексей хочет поступить в университет и стать адвокатом. Он читает учебную и научную юридическую литературу, занимается в онлайн школе, участвует в правовых олимпиадах и конкурсах для школьников. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Алексеем для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение юридической литературы

2) поступление в университет

3) получение статуса адвоката

4) занятия в онлайн школе

5) оказание правовой помощи людям

6) участие в правовых олимпиадах и конкурсах
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 5: Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального использования прежнего объёма ресурсов.

2) Экономический рост определяется как стабильное увеличение реального ВВП.

3) К интенсивным факторам экономического роста относят увеличение физического капитала фирм.

4) Повышение производительности труда является интенсивным фактором экономического роста.

5) Экономический рост является составной частью экономического цикла.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 6: Установите соответствие между примерами и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПРИМЕР | ВИД КОНКУРЕНЦИИ |

|---------|-----------------|

| А) В стране Т железнодорожными перевозками занимается только одна компания. | 1) чистая (совершенная) конкуренция |

| Б) В городе М работает множество кафе и ресторанов, предлагающих блюда местной национальной кухни. | 2) олигополия |

| В) В регионе К авиаперевозки осуществляют три крупных авиакомпании. | 3) монополия |

| Г) В городе Н услуги по ремонту автомобилей предоставляет одна автомастерская. | |

| Д) В регионе С автоперевозки осуществляет множество крупных и мелких фирм. | | Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 7: Банк М расположен в столице государства. По каким признакам можно установить, что М – центральный банк? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проводит операции с иностранной валютой

2) осуществляет эмиссию денег

3) выпускает ценные бумаги

4) устанавливает ключевую ставку

5) осуществляет лицензирование финансовых организаций
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 8: Выберите верные суждения о семье и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья, как правило, основывается на браке или родстве.

2) В партнёрских семьях отсутствует жёсткое распределение домашних обязанностей между супругами.

3) Для аграрного общества характерно преобладание нуклеарной семьи.

4) В традиционной семье важные вопросы решаются супругами совместно.

5) Социализирующая функция семьи заключается в помощи её членам в усвоении социальных норм и ценностей.

Задание 9: В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям страны Z в разные годы задавали вопрос: «Если бы Вы могли свободно выбирать место работы, то где бы Вы предпочли работать?»

Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2010 и в 2024 гг. самая большая доля опрошенных хотели бы работать в государственной организации.

2) В 2024 г. хотели бы работать в собственном бизнесе примерно столько же опрошенных, сколько в 2010 г. в государственной организации.

3) В 2010 г. наименьшее число опрошенных хотели бы работать в частной фирме.

4) С 2010 по 2024 гг. доля желающих работать в иностранной организации сократилась примерно вдвое.

5) В 2024 г. работа в собственном бизнесе была более популярной, чем в 2010 г.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 10: Найдите в приведённом ниже списке черты отличия государственной власти от других видов власти, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возможность создавать правила, обязательные для всех

2) осуществляется через неформальное влияние на общественное мнение

3) право использовать силу внутри страны

4) способность влиять на поведение людей

5) публичный характер

Задание 11: В стране Z проходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы принимаются парламентом.

2) В стране легально действует только одна политическая партия.

3) В стране предусмотрена смертная казнь за отдельные преступления.

4) Государственный бюджет принимается и исполняется правительством.

5) Губернаторы провинций назначаются главой государства.

6) Права и свободы граждан провозглашены, но не соблюдаются.
Полные ответы уже здесь (Жми)

Задание 12: Что из перечисленного относится к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) республиканская форма правления

2) несменяемость судей

3) право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

4) шестилетний срок полномочий Президента Российской Федерации

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

6) светский характер государства

Задание 13: Установите соответствие между полномочиями и статусом субъекта федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ПОЛНОМОЧИЕ | СТАТУС СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ |

|-------------|----------------------------|

| A) принимать конституцию субъекта федерации | 1) все субъекты федерации |

| B) иметь герб, гимн и флаг | 2) только республики |

| C) принимать законы субъекта федерации | |

| D) устанавливать систему органов государственной власти субъекта федерации | |

| E) устанавливать свои государственные языки | |

Задание 14: Выберите верные суждения о заключении брака и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане, не достигшие 18-летнего возраста, могут вступать в брак только с согласия законных представителей.

2) Обязательным условием регистрации брака является прохождение медицинского обследования.

3) Брак не может быть зарегистрирован между лицами, состоящими в близком родстве.

4) По общему правилу брак регистрируется не менее чем через два месяца после подачи заявления в органы ЗАГС.

5) Брак регистрируется только в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

Задание 15: Установите соответствие между формами и видами юридических лиц (согласно Гражданскому кодексу РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

| ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА | ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА |

|--------------------------|------------------------|

| A) потребительский кооператив | 1) коммерческое |

| B) нотариальная палата | 2) некоммерческое |

| B) товарищество на вере | |

| Г) муниципальное унитарное предприятие | |

| Д) товарищество собственников недвижимости | |

Задание 16: Нина Сергеевна имеет статус адвоката. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг её профессиональный полномочий, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) давать консультации гражданам по юридическим вопросам

2) осуществлять надзор за исполнением законов

3) представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

4) составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера

5) заверять подписи и копии документов

Задание 17: В чём, по мнению автора, проявляется самостоятельность судебной власти? Что, по мнению автора, позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям должностных лиц органов исполнительной власти? В чём автор видит смысл конституционного регулирования вопросов, связанных с функционированием судебной власти? (Укажите три положения.)

Задание 18: В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

– укажите не менее трёх основных признаков конституции;

– объясните различие между трактованием в Конституции Российской Федерации понятий «судебная власть» и «правосудие». (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19: Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами полномочия трёх упомянутых автором органов государственной власти Российской Федерации, связанных с осуществлением правосудия или с органами судебной власти. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите орган государственной власти. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)

Задание 20: Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих важность реализации принципа разделения властей в демократическом государстве. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 21: На графике изображено изменение ситуации на рынке электрообогревателей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Сначала укажите любое одно обстоятельство (фактор), затем объясните его влияние на спрос (обязательно укажите характер изменения спроса).

(Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если в стране будет введён в эксплуатацию новый завод по производству электронагревателей?

Задание 22: Николай Петрович преподаёт биофизику в университете и работает в составе группы учёных над проектом, в рамках которого моделируется изменение биоразнообразия в регионе к 2100 году. В проекте он отвечает за проведение экспериментов по изменению условий обитания представителей животного мира. Работа группы учёных была отмечена премией Правительства региона и почётными грамотами.

К какой группе наук относится научная дисциплина, которую преподаёт Николай Петрович? Какую функцию науки отражает проект, в котором участвует Николай Петрович? К какой группе методов научного познания относится деятельность Николая Петровича в проекте? Какие ещё методы научного познания относятся к той же группе? (Укажите любые два метода.)

Задание 23: Конституция России гарантирует и защищает право собственности.

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения данного утверждения. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правонарушения и юридическая ответственность». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Задание 25: Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость более мягкого подхода при назначении мер юридической ответственности за правонарушения, совершённые несовершеннолетними. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие виды юридической ответственности предусмотрены российским законодательством? (Назовите три любые вида ответственности.)

3) Для каждого из указанных в пункте 2 видов ответственности приведите по одному примеру, иллюстрирующему применение данного вида ответственности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Полные ответы уже здесь (Жми)