Ответы ВсОШ русский язык (Москва 77 регион) 15 ноября 2025

Ответы ВсОШ русский язык (Москва 77 регион) 15 ноября 2025

96
Обновлено 19 часов назад

  

Класс 10

Задание 1: В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего/будущего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения все глаголы современного русского языка делятся на классы. Проведите небольшое исследование и определите глаголы, которые будут относиться к одинаковому классу. Сформируйте группы таких глаголов и запишите в поля ответов номера глаголов, относящихся к одному классу. Если какие-то глаголы не образуют группу, то указывать их не надо. Глаголы | 1) выть | 4) бить | | 2) жить | 5) уметь | | 3) раздеть | 6) занять | | 7) плыть | 8) плыть | | 9) пить | 10) плыть | Каждый ответ записывайте в отдельное поле, добавляя их при необходимости. Количество полей должно соответствовать количеству групп. Последовательность групп не имеет значения. Запишите только номера слов без пробелов и прочих лишних символов строго в порядке возрастания. Образец: 23

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 2: Грамматическая омонимия — достаточно сложное явление в русском языке. Сделайте вывод о частеречной принадлежности слова *один* в приведённых примерах. Познакомился я как-то с одним прекрасным учёным. Выбрать ✔ Один Иванов подготовился к семинару. Выбрать ✔ В первые годы они работали на одном предприятии. Выбрать ✔ У матери остался только один сын. Выбрать ✔ Ты одна меня понимаешь. Выбрать ✔ Одна ты меня понимаешь. наречие имя прилагательное местоимение частица имя числительное имя существительное

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 3: Прочитайте текст и заполните в нём пропуски. Этимологические исследования зачастую остаются в области гипотез, потому что не всегда бывает возможным стопроцентно доказать родство тех или иных слов, отсюда в разных словарях возникают различающиеся версии происхождения того или иного корня и его развития в том или ином славянском языке. Так, по вполне авторитетным этимологическим данным (Этимологический словарь славянских языков) для четырёхбуквенного русского бесприставочного глагола несов. вида (1) с разными объяснениями исторически однокоренным является существительное ср. р., называющее часть стреляющего оружия, (2) с таким же историческим суффиксом (3), состоящим из одного звука (напишите букву, обозначающую этот звук), который встречается в целом ряде слов среднего рода, например в слове (4) – «чучело на огороде». В другом графико-орфографическом варианте этот исторический корень встречается в книжном русском глаголе несов. вида (5) – «поднимать кверху». В отвлечённом существительном на -оспь (6) этот исторический корень теряет гласный и состоит всего из двух согласных, при этом в современном русском языке в этом существительном уже не выделяются ни приставка, ни исходный суффикс прилагательного, от которого это существительное образовано. Наконец, этимологический словарь выдвигает версию, что в это же гнездо исторически однокоренных слов входит четырёхбуквенное существительное ж. р. (7), связанное с мыслительными операциями и в одном из значений называющее орган государственного управления. В слове (7) корневой гласный такой же, как и в словах (1) и (2). *В каждое поле для ответа записывайте только одно слово строго в начальной форме (если не указано иное) без пробелов, знаков препинания и прочих символов. Проверьте ответ перед сохранением. Ответ, внесённый неверно, а также с ошибками/опечатками, будет засчитываться как ошибочный.*

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 4: Ознакомьтесь со статьёй для слова *таблица* из идеографического* словаря. - массив ↑ двумерный таблица — двумерный массив; дискретное изображение функции двух переменных; информационная решётка. матрица. табель. | табулирование. - строка. строчка. столбец. столбик. колонка. графа. графить. разградить. - график --- *Идеографический словарь — словарь, в котором статьи упорядочены не по алфавиту, а по смыслу (пексическому значению заглавного слова или фразы).* Напишите, как называется словарная статья для некоего существительного, фрагмент которой приведён ниже. Ответ запишите одним словом без дополнительных символов.

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 5: ↑ лицо (человека), для (чего), привлекательный (облик) подрисовать. малевать, -ся (прост). подмалеваться. штукатуриться (раэг). сурмить, -ся. насурмить, -ся. пудра. пудреница. пудрить, -ся. грим — средства изменения актёрской физиономии ↓ выступление артиста Ответ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Под каким символом в статье ШАПКА даётся слово ушанха?

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 6: Под каким символом в статье ТАКТИКА даётся слово _метод?_ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Предположите, какое лексическое соотношение, ещё не встречавшееся в приведённых выше примерах, в данном словаре отображается символом ♣. В ответе укажите термин – существительное женского рода в Им. п. ед. ч. без дополнительных символов. Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 7: Один лингвист исследовал, в роли каких членов предложения могут выступать разные части речи в русском языке. Для этого он составил таблицию. Перед вами небольшой её фрагмент. | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---|---|---|---|---|---| | X | +* | – | – | + | +* | | Y | + | – | – | + | + | *Под цифрами 1–5 зашифрованы члены предложения. X и Y – части речи русского языка. + и – означают, может ли данная часть речи выступать в роли того или иного члена предложения.* +* означает, что данная часть речи самостоятельно не употребляется в роли этого члена предложения, но может входить в состав некоторых сочетаний/конструкций, выступающих в подобной роли. Y в основном в предложении является 1. В ролях 4 и 5 данная часть речи выступает значительно реже. Важное отличие Y от X состоит в том, что X в роли 4 стоит в препозиции, а в 5 – в постпозиции. При этом Y всегда находится в постпозиции, выступая в ролях 4 и 5. --- Определите все переменные. *В каждое поле для ответа записывайте только одно слово строго в начальной форме без пробелов, знаков препинания и прочих символов. Проверьте ответ перед сохранением. Ответ, внесённый неверно, а также с ошибками/опечатками, будет засчитываться как ошибочный.* | X – | Ответ | | Y – | Ответ | | 1 – | Ответ | | 2 – | Ответ | | 3 – | Ответ | | 4 – | Ответ | | 5 – | Ответ |

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 8: Прочитайте текст и определите, какие слова скрыты под буквами. Четырехбуквенное слово \( A \) обозначает место жительства группы людей. Для \( A \), как правило, присуще наличие развитой инфраструктуры и церкви. От слова \( A \) образован глагол \( B \) со значением «предоставлять кому-либо место для жилья». Если добавить к \( B \) приставку со значением завершённости действия, получится глагол \( C \). Слово \( D \) образовано от глагола \( C \) и используется для обозначения места жительства группы людей, так же как и \( A \), хотя может быть употреблено и в качестве обозначения действия по глаголу \( C \). От \( C \) суфимсальным способом можно образовать слово \( E \), которое, в отличие от \( D \), употребляется только в одном значении. Слово \( X \) называет разновидность \( E \). У слова \( X \) есть семантика движения изнутри наружу, которая появилась из-за приставки. Заметим, что слова \( X \) и \( E \) различаются только приставками, а остальные морфемы, включая флексии, совпадают. --- В каждое поле для ответа записывайте только одно слово строго в начальной форме без пробелов, знаков препинания и прочих символов. Проверьте ответ перед сохранением. Ответ, внесённый неверно, а также с ошибками/опечатками, будет засчитываться как ошибочный. --- А Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 9: Школьник исследовал группу глаголов: (1) *дарить* (4) *помнить* (7) *краснеть* (2) *надать* (5) *создавать* (8) *терять* (3) *взять* (6) *переставлять* Он заметил, что глаголы можно разделить на две равные группы по двум разным принципам, так, чтобы состав полученных групп был одинаковым. Слово (1) *дарить* он отнёс к группе №1. Выберите два принципа, которые использовал школьник для получения одинакового разделения примеров на две равные группы. - [ ] Первый принцип – сочетаемость данных глаголов с глаголами, обозначающими фазы действия (*начать*, *продолжить*, *закончить*). Глаголы одной из групп будут сочетаться с глаголами, обозначающими фазы действия, например «Он начал писать роман», а глаголы второй группы не будут сочетаться с такими глаголами: «*Он начал застигать преступника*». - [ ] Второй принцип – сочетаемость данных глаголов с конструкциями со значением цели. Глаголы одной из групп сочетаются с конструкциями со значением цели, например «Он выехал заранее, чтобы не опоздать», глаголы второй группы не сочетаются с конструкциями со значением цели: «*Он столкнулся*, чтобы сломать ногу». - [ ] Третий принцип – формы настоящего времени глаголов одной группы могут выражать запланированное будущее. Например, «Завтра я провожу занятие, а потом еду в гости». Слова другой группы такой особенностью не обладают: «*Завтра я вижу спектакль*».

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 10: Разделите слова на группы так, как это сделал школьник. Группа № 1 (1) дарить (4) помнить (7) краснеть (2) падать (5) создавать (8) терять (3) гулять (6) переставлять Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Группа № 2 (1) дарить (4) помнить (7) краснеть (2) падать (5) создавать (8) терять (3) гулять (6) переставлять Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Класс 11

Задание 1: В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего/будущего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения все глаголы современного русского языка делятся на классы. Проведите небольшое исследование и определите глаголы, которые будут относиться к одинаковому классу. Сформируйте группы таких глаголов и запишите в поля ответов номера глаголов в порядке возрастания, относящихся к одному классу. Если какие-то глаголы не образуют группу, то указывать их не надо. | | | |---|---|---| | 1) запереть | 4) терпеть | | 2) желтеть | 5) уметь | | 3) кричать | 6) бормотать | | | | | 7) клеветать | | | 8) шегестешь | | | 9) свистеть | | Образец: 23 Число

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 2: Даны предложения. В некоторых из них есть имена прилагательные, отличающиеся с точки зрения морфологического разряда от всех остальных. Выпишите эти прилагательные в той форме, в которой они стоят в тексте. 1. На второй этаж нужно было подниматься по деревянной лестнице. 2. Отцовский дом с тех пор неоднократно перестраивался. 3. Голос сестры за три года окреп, и в нём появились бархатные нотки. 4. Ребята спали в сенях на соломенном тюфяке. 5. Егорыч ходил переваливаясь, какой-то медвежьей поступью. 6. Мама бережно хранила доставшиеся ей по наследству льняные скатерти. 7. Медвежьи следы были замечены недалеко от деревянной сторожки лесника. Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 3: Прочитайте текст и заполните пропуски. Этот древний корень в русском языке весьма разнообразно представлен в словах разных частей речи, при этом на современном этапе развития языка многие слова этого корня признать однокоренными уже не получается. Среди слов данного гнезда в том числе три пятибуквенных существительных мужского рода: 1. \( \text{«обещание»} \) 2. \( \text{«подать, денежный сбор в старину»} \) 3. \( \text{«подросток (устар.)»} \) с одним и тем же вариантом исторического корня и разными бывшими приставками; а вот ещё два глагола, тоже с бывшими приставками, но другими, а в историческом корне глаголы имеют разные гласные. При этом оба глагола в словарях имеют помету «книжный». Глагол (4) несовершенного вида, имеет значение «осуждать, укорять». Шестибуквенный глагол (5) совершенного вида с бывшей приставкой *на*-, Форма инфинитива глагола (5) оканчивается не на *-m* или *-mu*. В это же гнездо входит и процессуальное приставочное существительное (6) с такими же гласным и согласным в корне, что и в глаголе (5), но с иной приставкой, ещё не упоминавшейся в данном тексте, и при этом по смыслу близкое к указанному выше глаголу. Как видим, в данном историческом корне, помимо чередования гласных, есть чередование согласных, два из которых обозначены буквами (7) (*напишите чередования согласных в последовательности а/б, где а – буква, обозначающая малый согласный в слове* (6), *а б – твёрдый в слове* (4)). Примечание. Приставки, в том числе бывшие, в указанных словах не повторяются.

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 4: В русском языке местоимения можно разделить на группы по тому, насколько определённым является предмет, на который они указывают. Так, например, такие указательные местоимения как *этюти* будут местоимениями сильной определённости, поскольку указывают на конкретный объект, а местоимения с суффиксом *-тю* вроде *хтю-тю* называются местоимениями неизвестности, когда объект не известен никому. В подобной классификации выделяется и группа местоимений слабой определённости, которые могут указывать на неизвестность объекта только для слушающего, в то время как говорящему объект известен. Назовите такое местоимение этой группы, которое омонимично некоторому числительному, существительному и частице. Ответ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ К той же группе относятся местоимения с приставкой *кое-,* которые, однако, не могут употребляться абсолютно свободно. Назовите такую глагольную форму, с которой местоимения с *кое-* нормативно не употребляются (ограничены в употреблении). Ответ запишите в форме Им. п. ед. ч. Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 5: Следующий класс местоимений рассматриваемой группы – местоимения, начинающиеся на \( ne \), среди которых встречается местоимение _некоторый_. Оно может выступать в двух значениях, кроме значения слабой определённости. Ниже приводятся примеры. Разделите их на три группы в зависимости от этих значений. 1. Пройдя некоторое количество пути по шоссе, мы свернули в переулок. 2. Некоторые из моих друзей тоже любят малину. 3. Этот факт натолкнул меня на некоторые мысли. 4. Из толпы её выделяла некоторая плавность и грациозность движений. 5. Иван после некоторых событий перестал дружить с ними. 6. Она взглянула с некоторым недоверием. 7. Некоторые книги даже были подписаны автором. 8. Некоторые школьники просто не представляют себе перемену без буфета. Укажите предложения, в которых _некоторый_ имеет значение слабой определённости. | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|---|---|---| | ○ | ○ | ○ | ○ | | 5 | 6 | 7 | 8 | | ○ | ○ | ○ | ○ | Ответ можно сохранять несколько раз

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 6: Укажите предложения, входящие в ту же группу, что и предложение 1. | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|---|---|---| | | ○ | ○ | ○ | | 5 | 6 | 7 | 8 | | ○ | ○ | ○ | ○ | Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Укажите предложения, входящие в ту же группу, что и предложение 2. | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|---|---|---| | | ○ | ● | ○ | | 5 | 6 | 7 | 8 | | ○ | ○ | ○ | ○ | Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Кроме значения эти употребления слова *некоторый* различаются возможностью иметь две или одну форму \( X \). Назовите грамматическую категорию \( X \) в Им. п. ед. ч. Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 7: Один лингвист исследовал, какие виды придаточных в русском языке могут присоединяться разными подчинительными союзами / союзными словами. Для этого он составил таблицу. Перед вами небольшой её фрагмент. | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---|---|---|---|---|---| | A | + | + | - | - | + | | B | - | + | + | - | + | | C | + | + | + | - | - | | D | + | + | - | + | - | *Под цифрами 1–5 зашифрованы некоторые виды придаточных предложений; A, B, C, D – подчинительные союзы и союзные слова; + и – означают, может ли данный союз присоединять тот или иной тип придаточного.* Важно отметить, что для вида придаточного под номером 5 использование союза \( A \) является устаревшим и почти не встречается в разговорной речи. Также при решении учитывайте, что лингвист не рассматривал придаточные предложения, для построения которых необходима частица \( nu \). Определите все переменные. В каждое поле записывайте только одно слово. 1 – Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 8: Изучая морфемы, можно встретить так называемый радиксоид, или связанный корень. Он входит в состав многих слов русского языка. Чтобы понять, о чём речь, разберём одно словообразовательное гнездо. Так, возьмём слово \( A \) со значением «сделать больше, увеличить количество чего-либо, доведя его до определённого уровня». От него с помощью \( B \) (укажите тип морфемы и саму морфему) можно образовать разговорное существительное \( C \), обозначающее действие по аналогу \( A \). Точно такую же словообразовательную цепочку можно построить с однокоренным аналогом \( D \) со значением «\( A \) что-либо к уже имеющемуся набору» и получить разговорное существительное \( E \), которое может употребляться, например, когда кто-то просит об увеличении зарплаты. Противоположное значение по отношению к \( A \) будет иметь аналог \( F \) с однобуженной приставкой. Таким образом, можно точно выделить корень \( G \) во всех перечисленных словах, аргументируя наличием однокоренных слова, однако заметим, что данный корень нельзя употреблять без каких-либо словообразующих морфем, поэтому его и называют связанным. Заполните все пропуски. Указывайте слова в начальной форме без дополнительных символов. Ответ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 9: В русском языке есть известное устойчивое выражение: \( X \) не \( Y \). Примечательно, что \( X \) и \( Y \) являются родственными с исторической точки зрения словами и \( X \) отличается от \( Y \) двумя буквами. Укажите слово \( X \) в начальной форме. Ответ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Укажите слово \( Y \) в начальной форме. Ответ

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)

Задание 10: Исторически однокоренное словам \( X \) и \( Y \) бесприставочное прилагательное \( A \) чаще всего сочетается со словами «ум», «взгляд», «взор». Укажите прилагательное \( A \) в начальной форме. Ответ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Существительное \( B \), этимологически родственное указанным выше словам, состоит из двух корней и имеет значение «охотник». Укажите существительное \( B \) в начальной форме. Ответ Ответ можно сохранять несколько раз Сохранить ответ Прилагательное \( C \), исторически однокоренное всем указанным выше словам, чаще всего употребляется в двух значениях (см. примеры 1–4 ниже). Укажите прилагательное \( C \) в начальной форме.

Ответы на русский 15 ноября уже тут (жми)