МЦКО по Функциональной грамотности 5 класс г. Москва (77 регион) 2025-2026 гг. (задания и ответы)

МЦКО по Функциональной грамотности 5 класс г. Москва (77 регион) 2025-2026 гг. (задания и ответы)

331
Обновлено 2 часа назад

Медуза Описание Среда обитания Примечания

Корнерот Диаметр мутно-белого полупрозрачного крупного зонтика, напоминающего шляпку гриба, – 30–60 см. Зонтик, при помощи которого Корнерот выталкивает воду, помогает совершать длительные перемещения. Восемь коротких роговых лопастей, которые называют ложными щупальцами, свисают из-под центра зонтика и напоминают корни дерева. Резные края зонтика Корнерота ярко-синие или сине-фиолетовые Любят тёплую воду. Могут опускаться на значительную глубину Корнерот хорошо плавает. Он способен активно перемещаться в поисках животной пищи

(По материалам белесых энциклопедических изданий)

---

Посмотреть и скачать ответы

Своё название Морская крапива получила из-за способности больно хватить, оставляя ожоги на теле человека.

По краям зонтика расположены 24 длинных тонких щупальца. Морская крапива может вытягивать их в воде на 2–4 м. Щупальца, «потерянные» Морской крапивой в воде, ещё несколько дней сохраняют свою жалящую способность.

В дикой природе живёт 1–2 года. Обитает на глубине до 100 м.

Охотится за рачками, мелкими рыбами, даже более мелкими медузами.

Из-за яркой окраски Морскую крапиву демонстрируют в океанэриумах. Условия содержания должны быть приближены к естественной среде обитания: вода должна быть холодной, а аквариум глубоким.

Рис. 1. Морская крапива

На основе информации из текста 1, текста 2 (таблицы) и текста 3 разместите таблички с названиями недуга под аквариумами.

Посмотреть и скачать ответы

Изображения недуга

Атолла Бессмертная медуза Корнерот Морская крапива

---

[Page 3]

Ознакомьтесь с информацией из текста 2 (таблицы). Определите, какие из приведённых утверждений неверны, а о чём информация в тексте 2 отсутствует (о чём не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.

УТВЕРЖДЕНИЯ НЕВЕРНО ИНФОРМАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ

Корнерот обитает в холодной воде. ○ ○

У Корнерота очень длинные ложные щупальца. ○ ○

Корнерот может терять щупальца в воде. ○ ○

На основе информации, приведённой в текстах 1–3, укажите два верных утверждения.

· Все медузы являются долгожителями.

· Морская крапива приспособлена к жизни на глубине около 100 м.

· Большой зонтик замедляет скорость движения Корнерота.

· Каждая медуза имеет четыре ротовые лопасти и несколько десятков щупалец.

· Процесс восстановления повреждённых органов называется регенерацией.

В тексте 1 сказано об одной из природных особенностей обитателей моря, о которой вы могли прочитать во всех трёх текстах. Выберите верное утверждение, соответствующее этой особенности.

· Медузы – отличная пища для человека.

· Медузы приспособлены к содержанию в аквариумах.

· Медузы становятся добычей морских хищников.

· Медузы – хищные обитатели морей и океанов.

Посмотреть и скачать ответы

Аквариумные рыбки

Трое пятиклассников – Ольга, Марина и Илья – записались в клуб аквариумистов и получили от своих родителей разрешение самостоятельно выбрать в интернет-магазине всё необходимое для домашних аквариумов с рыбками.

Родители разрешили Ольге разместить аквариум на тумбе с прямоугольной столешницей. Тумба и её столешница представлены на рисунках.

Как работать с виртуальной линейкой

Посмотреть и скачать ответы

А. Ольга уже измерила ширину столешницы. Ширина составила 40 см. Воспользуйтесь виртуальной линейкой, чтобы измерить длину столешницы.

Посмотреть и скачать ответы

[Page 4]

Ответ: см.

Б. Помогите Ольге выбрать аквариум наибольшей вместимости, который сможет уместиться на такой

столешнице. Для этого изучите информацию об аквариумах в каталоге интернет-магазина и отложите

нужный аквариум в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».

Каталог интернет-магазина

Аквариум A1

Вместимость – 120 л Длина – 90 см

(объём воды) Ширина – 35 см

2520 руб/шт добавить в корзину

Аквариум A2

Вместимость – 125 л Длина – 75 см

(объём воды) Ширина – 45 см

2700 руб/шт добавить в корзину

Аквариум A3

Вместимость – 98 л Длина – 70 см

(объём воды) Ширина – 35 см

1960 руб/шт добавить в корзину

Аквариум A4

Вместимость – 88 л Длина – 70 см

(объём воды) Ширина – 35 см

1764 руб/шт добавить в корзину

Задания:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | закончить

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 6–8.

Аквариумные рыбки

Трое пятиклассников – Ольга, Марина и Илья – записались в клуб аквариумного и получили от своих

родителей разрешение самостоятельно выбрать в интернет-магазине всё необходимое для домашних

аквариумов с рыбками.

Семья Марины уже купила и оборудовала аквариум, вмещающий 74 литра воды. Сейчас Марина выбирает

в интернет-магазине рыбок. Она решила купить две рыбки Моллинезия золотая и несколько рыбок Красный

неон.

Руководитель клуба предложил использовать следующую формулу расчёта наибольшего количества

данного вида рыбок для аквариума той или иной вместимости:

Наибольшее количество рыбок данного вида Вместимость аквариума (объём воды) Объём воды, занятый другими видами рыбок

А. Найдите в каталоге интернет-магазина информацию о том, какой объём воды нужен для содержания одной рыбки каждого выбранного Мариной вида. Занесите информацию в ответ.

Ответ: Моллинезия золотая – n на 1 рыбку;

Красный неон – n на 1 рыбку.

Б. Помогите Марине рассчитать по полученной формуле и отложить в корзину интернет-магазина

наибольшее для её аквариума количество рыбок Красный неон, которых можно посетить вместе

с двумя рыбками Моллинезия золотая.

Добавьте полученное количество рыбок Красный неон в корзину нажатием кнопки «добавить в корзину».

Каталог интернет-магазина

Посмотреть и скачать ответы

[Page 5]

(Страница пуста)

Посмотреть и скачать ответы

[Page 6]

Задание:

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 9 и 10.

Маша и Петя провели лето в деревне у бабушки с дедушкой. Наблюдая за тем, как бабушка моет банки с содой, а затем солит огурцы, они поспорили, какого вещества может раствориться в воде больше: пищевой соды или поваренной соли.

Чтобы выяснить это, ребята решили провести ряд опытов. Они взяли две литровые банки, наполовину наполнили одну из них тёплой водой из чайника, а вторую – холодной из колодца. Затем ребята стали добавлять в одну банку поваренную соль, а в другую – такую же массу пищевой соды и встряхивали банки после каждого добавления для того, чтобы размещать вещества в воде.

Но наблюдавший за ними дедушка сказал ребятам, что при такой организации опыта его результаты не будут верными.

Какую ошибку в условиях проведения опыта допустили Маша и Петя?

· Наполняли банки водой только наполовину.

· Растворяли вещества в воде разной температуры.

· Добавляли одинаковую массу соли и соды.

· Перемешивали вещества в воде, встряхивая банки.

Задания:

|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|закончить|

|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 9 и 10.

Маша и Петя выполнили ряд измерений, по итогам которых ребята вместе с дедушкой заполнили таблицу.

В ней показано, сколько поваренной соли и пищевой соды может раствориться в 100 г воды при разной

температуре.

Температура воды

0 °C 20 °C 40 °C 60 °C

Масса поваренной соли 36 г 36 г 37 г 37 г

Масса пищевой соды 7 г 10 г 13 г 16 г

Вставьте слова из выпадающих списков, чтобы выводы по итогам опыта получились верными.

Ответ:

Вывод 1. При всех указанных в таблице температурах в воде может раствориться поваренной соли

[– выберите ответ -~] чем пищевой соды.

Вывод 2. При увеличении температуры воды от 20 до 60 °C масса поваренной соли, которая может

раствориться в ней, увеличивается на [– выберите ответ -~] г, а масса пищевой соды –

на [– выберите ответ -~] г. Вероятно, с ростом температуры масса поваренной соли, которая может

раствориться в воде, увеличивается на [– выберите ответ -~] значение, чем масса пищевой соды.

---

[Page 7]

(Страница пуста)

---

[Page 8]

Данные:

Год Месяц Показатель Значение

1992 март Месячная сумма осадков 39 мм

БАЗА ДАННЫХ

Год: 1992

Месяц: март

Показатель:

○ Средняя месячная температура

○ Месячная сумма осадков

? [Выполнить] Очистить

Используя базу данных, определите месячную сумму осадков, которая выпала в Москве в марте 1992 года.

Ответ: мм.

Задания:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 закончить

---

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 11–13.

Учёные-метеорологи каждый день регистрируют разнообразную информацию о погоде: температуру, количество осадков, направление и силу ветра, а также другие показатели. Данные этих наблюдений за месяцы и годы позволяют учёным-климатологам анализировать колебания климата в прошлом и прогнозировать, как он может измениться в будущем.

С помощью представленной ниже базы данных вы можете узнать, какие средние месячные температуры* и месячные суммы осадков наблюдались в городе Москве с 1990 по 2023 год. Для этого вам необходимо выбрать год, месяц, показатель и нажать кнопку «Выполнить».

*Для определения средних месячных температур метеорологи складывают средние температуры за каждый день, а затем делят полученную сумму на количество дней в месяце.

Чтобы определить среднюю температуру за день, складывают температуры за каждый час, а затем полученную сумму делят на 24 (количество часов в сутках).

Как работать с базой данных

БАЗА ДАННЫХ

Год: 2019

Месяц: апрель

Показатель:

○ Средняя месячная температура

○ Месячная сумма осадков

? [Выполнить] Очистить

Данные:

Год Месяц Показатель Значение

2019 май Средняя месячная температура 16 °C

2019 июнь Средняя месячная температура 20 °C

2019 июль Средняя месячная температура 17 °C

2019 август Средняя месячная температура 16 °C

2019 сентябрь Средняя месячная температура 12 °C

2019 апрель Средняя месячная температура 8 °C

Используя базу данных, выясните, какой месяц был самым тёплым в Москве в 2019 году. Выберите название этого месяца из выпадающего списка.

Ответ: - выберите месяц - “√”.

---

[Page 9]

Задания:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 закончить

Познакомьтесь с информацией и выполните задания 11–13.

Учёные-метеорологи каждый день регистрируют разнообразную информацию о погоде: температуру, количество осадков, направление и силу ветра, а также другие показатели. Данные этих наблюдений за месяцы и годы позволяют учёным-климатологам анализировать колебания климата в прошлом и прогнозировать, как он может измениться в будущем.

С помощью представлений ниже базы данных вы можете узнать, какие средние месячные температуры* и месячные суммы осадков наблюдались в городе Москве с 1990 по 2023 год. Для этого вам необходимо выбрать год, месяц, показатель и нажать кнопку «Выполнить».

*Для определения средних месячных температур метеорологи складывают средние температуры за каждый день, а затем делят полученную сумму на количество дней в месяце.

Чтобы определить среднюю температуру за день, складывают температуры за каждый час, а затем полученную сумму делят на 24 (количество часов в сутках).

Как работать с базой данных

БАЗА ДАННЫХ

Год: 2003

Месяц: ноябрь

Показатель:

○ Средняя месячная температура

○ Месячная сумма осадков

Выполнить Очистить

Используя базу данных, определите, верны ли следующие утверждения.

A) В 2003 году весной выпало больше осадков, чем осенью.

B) В 2014 году средние температуры в мае и июне были одинаковыми.

○ верно только A

○ верно только B

○ оба утверждения верны

○ оба утверждения неверны

Данные:

Год Месяц Показатель Значение

2003 май Месячная сумма осадков 41 мм

2003 апрель Месячная сумма осадков 46 мм

2003 март Месячная сумма осадков 21 мм

2003 октябрь Месячная сумма осадков 53 мм

2003 сентябрь Месячная сумма осадков 100 мм

2003 ноябрь Месячная сумма осадков 52 мм