
Муниципальный этап ВОШ 7-11 класс История Москва (77 регион) ответы и задания 19.11.2025-20.11.2025
10 класс
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1.1.–1.3.
(1) В XVII веке русские землепроходцы, такие как Семён Дежнёв, достигли крайних восточных рубежей Азии. (2) Важнейшим географическим открытием того периода стало доказательство существования пролива между Азией и Америкой. (3) Однако в условиях слабой заселенности и удаленности этих земель открытие не получило широкой известности и было «переоткрыто» Витусом Берингом почти век спустя.
1.1. Укажите век, в котором С. Дежнёв совершил своё плавание.
1.2. Какой пролив, согласно тексту, был открыт в результате этого плавания?
1.3. Назовите море, которое омывает Чукотский полуостров, где расположен памятник С. Дежнёву.
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания 2.1.–2.3.
(1) В истории России существовали «эпохи дворцовых переворотов», когда смена власти часто происходила не по закону наследования, а силой гвардии или придворных группировок. (2) Одним из ярких примеров является восшествие на престол Екатерины I, которая не имела прямых прав на престол, но была возведена на него гвардейскими полками. (3) Этот период характеризовался ослаблением самодержавной власти и усилением роли временщиков.
2.1. Укажите хронологические рамки (века) «эпохи дворцовых переворотов» в России.
2.2. Назовите не менее двух гвардейских полков, активно участвовавших в переворотах XVIII века.
2.3. Каким нормативным актом был законодательно закреплён порядок престолонаследия, положивший конец этой эпохе?
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 3.
Прочитайте текст и выполните задания 3.1.–3.3.
(1) Политика «военного коммунизма», проводившаяся в годы Гражданской войны, включала в себя продразвёрстку, национализацию промышленности и запрет частной торговли. (2) Эта политика позволила мобилизовать ресурсы для победы в войне, но привела к резкому падению уровня жизни и массовому недовольству крестьянства. (3) Следствием кризиса «военного коммунизма» стало восстание в Кронштадте в 1921 году, после которого была провозглашена новая экономическая политика (НЭП).
3.1. В каком году начался переход к НЭПу?
3.2. Что такое продразвёрстка?
3.3. Назовите лозунг кронштадтских мятежников, отражавший их основные требования.
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 4.
Прочитайте текст и выполните задания 4.1.–4.3.
(1) Холодная война как глобальное геополитическое противостояние оказала значительное влияние на развитие советской науки и технологий. (2) Ярким примером успеха в этой «гонке» стал запуск СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. (3) Это событие, получившее название «Спутниковый шок» на Западе, стимулировало создание в США NASA и резко активизировало космические программы обеих сверхдержав.
4.1. Укажите дату (год, месяц) запуска первого искусственного спутника Земли.
4.2. Как звали главного конструктора советской ракетно-космической программы в тот период?
4.3. Какая американская государственная организация была создана в ответ на советские успехи в космосе?
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 5.
Прочитайте текст и выполните задания 5.1.–5.3.
(1) Распад СССР в 1991 году стал результатом сложного переплетения экономических, политических и национальных проблем. (2) Ключевым событием этого процесса стало подписание Беловежских соглашений, в которых констатировалось прекращение существования Союза ССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ). (3) Юридически СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года, что было официально подтверждено принятием соответствующей декларации.
5.1. Укажите год подписания Беловежских соглашений.
5.2. Назовите трёх руководителей республик, подписавших Беловежские соглашения.
5.3. Какое официальное название носила страна, принявшая декларацию о прекращении существования СССР 26 декабря 1991 года?
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
9 класс
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1.1.–1.3.
(1) Крещение Руси в 988 году при князе Владимире Святославиче имело огромное культурное и политическое значение. (2) Принятие христианства из Византии способствовало интеграции Древнерусского государства в семью европейских христианских народов и укреплению великокняжеской власти. (3) Одним из первых шагов новой религиозной политики стало массовое крещение жителей Киева в водах Днепра.
1.1. Укажите год Крещения Руси.
1.2. Из какого государства Русь приняла христианство?
1.3. Какой религиозный символ, согласно летописи, был выбран князем Владимиром после «испытания вер»?
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания 2.1.–2.3.
(1) Период раздробленности Древней Руси характеризовался существованием множества самостоятельных княжеств, враждовавших друг с другом. (2) Одним из самых могущественных и богатых было Владимиро-Суздальское княжество, правители которого, такие как Андрей Боголюбский, активно боролись за общерусское лидерство. (3) Политический центр Руси в этот период сместился из Киева на северо-восток.
2.1. Укажите хронологические рамки (века) периода политической раздробленности Руси.
2.2. Какой город стал столицей Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском?
2.3. Назовите прозвище отца Андрея Боголюбского, основателя Москвы.
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 3.
Прочитайте текст и выполните задания 3.1.–3.3.
(1) Смутное время начала XVII века стало глубоким кризисом российской государственности, сопровождавшимся иностранной интервенцией и гражданской войной. (2) Освобождение Москвы в 1612 году народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского положило начало восстановлению страны. (3) Итогом Смуты стало избрание на царство Михаила Романова, основавшего новую правящую династию.
3.1. Укажите год освобождения Москвы Вторым ополчением.
3.2. Назовите страну, войска которой были изгнаны из Москвы ополчением Минина и Пожарского.
3.3. В каком году Земский собор избрал на царство Михаила Романова? Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 4.
Прочитайте текст и выполните задания 4.1.–4.3.
(1) Царствование Петра I ознаменовалось масштабными реформами, затронувшими все сферы жизни российского общества. (2) Одним из символов этих преобразований стало основание новой столицы – Санкт-Петербурга – в 1703 году на землях, отвоёванных у Швеции в ходе Северной войны. (3) Строительство города в устье Невы велось в крайне тяжелых условиях и потребовало огромных человеческих жертв.
4.1. Укажите год основания Санкт-Петербурга.
4.2. Какой договор, завершивший Северную войну, официально закрепил эти земли за Россией?
4.3. Назовите крепость, заложенную на Заячьем острове и ставшую первоначальным ядром города.
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
Задание 5.
Прочитайте текст и выполните задания 5.1.–5.3.
(1) Отечественная война 1812 года стала судьбоносным испытанием для Российской империи. (2) Решающее сражение этой войны состоялось у деревни Бородино, где русская армия под командованием М.И. Кутузова дала генеральное сражение «Великой армии» Наполеона. (3) Несмотря на то, что Бородинская битва не принесла решающей победы ни одной из сторон, она подготовила условия для последующего разгрома наполеоновских войск.
5.1. Укажите дату (день и месяц) Бородинского сражения.
5.2. Какой город был сдан русской армией после Бородино для сохранения сил?
5.3. Какой российский император правил во время Отечественной войны 1812 года?
Посмотреть ответ, полная работа посмотреть
11 класс
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1.1.–1.3.
(1) Эпоха правления Екатерины II вошла в историю как «золотой век» русского дворянства, чьи привилегии были значительно расширены. (2) Важнейшим актом, юридически оформившим особый статус дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. (3) Этот документ подтверждал все прежние привилегии, дарованные дворянам после Манифеста о вольности дворянской 1762 года, и вводил новые, такие как свобода от обязательной службы и телесных наказаний.
1.1. Укажите год издания «Жалованной грамоты дворянству».
1.2. Какой император подписал Манифест о вольности дворянства?
1.3. Назовите аналогичный документ, изданный Екатериной II для городов в том же году.
·
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания 2.1.–2.3.
(1) Реформы 1860-1870-х годов, инициированные императором Александром II, затронули ключевые стороны жизни империи. (2) Центральным событием этой эпохи стала Крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право. (3) Однако освобождение крестьян сопровождалось сохранением временнообязанного состояния и необходимостью выкупа земельных наделов, что стало причиной многочисленных крестьянских выступлений.
2.1. Укажите год отмены крепостного права в России.
2.2. Что такое «временнообязанное состояние» крестьян?
2.3. Назовите не менее одной другой крупной реформы, проведённой в царствование Александра II.
·
Задание 3.
Прочитайте текст и выполните задания 3.1.–3.3.
(1) Русская культура «Серебряного века» (рубеж XIX–XX вв.) характеризовалась необычайным разнообразием художественных направлений и творческих индивидуальностей. (2) В поэзии это время было отмечено противостоянием и сосуществованием таких течений, как символизм (А. Блок, В. Брюсов) и акмеизм (Н. Гумилёв, А. Ахматова). (3) В изобразительном искусстве ярко проявили себя художники объединения «Мир искусства», противопоставившие себя реализму передвижников.
3.1. Укажите хронологические рамки (годы) «Серебряного века» русской культуры.
3.2. Назовите основателя художественного объединения «Мир искусства».
3.3. Какое поэтическое течение, представленное В. Маяковским и В. Хлебниковым, пришло на смену символизму и акмеизму?
·
Задание 4.
Прочитайте текст и выполните задания 4.1.–4.3.
(1) Индустриализация в СССР в 1930-е годы проводилась форсированными темпами и была направлена на создание мощной тяжелой промышленности. (2) Символами этой эпохи стали гигантские стройки, такие как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат и Сталинградский тракторный завод. (3) Источниками средств для индустриализации стали не только доходы от экспорта зерна, но и займы у населения, а также эмиссия денег.
4.1. Как назывался первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР?
4.2. В чём заключалась главная экономическая цель индустриализации?
4.3. Каким термином обозначали работников, многократно перевыполнявших нормы выработки и становившихся знаменитостями?
·
Задание 5.
Прочитайте текст и выполните задания 5.1.–5.3.
(1) Внешняя политика СССР в 1960-е – 1970-е годы прошла путь от острейшего кризиса (Карибский кризис 1962 г.) к разрядке международной напряжённости. (2) Апогеем разрядки стало подписание в 1975 году в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. (3) Этот документ закреплял принцип нерушимости послевоенных границ в Европе, но также содержал гуманитарные статьи о правах человека, которые впоследствии использовались диссидентским движением в СССР.
5.1. Укажите год подписания Хельсинкского Заключительного акта.
5.2. Назовите американского президента, подписавшего от США этот документ.
5.3. Как назывался политический курс, сменивший разрядку в конце 1970-х годов?